Strength

Easy to Remember

Яндекс.Метрика

День памяти 20 ноября  (3 декабря)

Священномученик Алексий родился 9 февраля 1870 года в городе Касимове Рязанской губернии в семье псаломщика Иоанна Аманова, три сына которого впоследствии стали священниками.
Два года Алексей Аманов обучался в Рязанской Духовной семинарии. После заключения брака с Серафимой Андреевной Анохиной, он был рукоположен в сан священника.
С 1914 по 1927 годы отец Алексей служил в селе Балыки Почепского района Брянской области. В самом начале 1920-х годов произошел в селе случай. Во двор священника однажды въехало несколько всадников. Зашли в дом. В разговоре с отцом Алексеем один из них сказал, чтобы он никуда не уходил, что они через час вернуться и его публично расстреляют. После этого они уехали.
Отец Алексей вышел в сад, где начал молиться. Весть о случившемся быстро разнеслась по селу и люди стали собираться к дому священника, чтобы защитить его, что им и удалось.
В 1927 году отец Алексей перевелся служить в Московскую епархию. Поскольку в Зарайске проживали сестры его жены, он попросился, чтобы ему разрешили служить в этом городе. Священноначалием он был назначен настоятелем в Никольский храм села Маслово, где прослужил до 1930 года.
1 декабря 1930 года он был переведен в Спасский храм города Зарайска. 24 ноября 1931 года отец Алексей был возведен в сан протоиерея.
В 1935 году протоиерея Алексея Аманова назначили настоятелем Ильинского храма в том же городе, где он прослужил до своего ареста.
Супруга протоиерея Алексея Серафима Андреевна была регентом в храме. Ильинская церковь была маленькая и располагалась на окраине города. Доход в храме был невелик, однако с Божией помощью удавалось вовремя платить налоги, которые безбожная власть налагала на церковь. Нередко внуки священника ходили по храму с тарелкой, собирая подаяние богомольцев.
Порой семья священника голодала. Старшие внуки отца Алексея десятилетний Василий и семилетняя Зоя весной бродили по оттаявшим картофельным полям. В вязкой сырой земле дети искали прошлогоднюю гнилую картошку. Они с большим удовольствием ели картофельные дранки, которые приготавливала из принесенного картофеля Серафима Андреевна.
Зимой не хватало сена, чтобы прокормить козу, Василий и Зоя в торговый день шли с мешками на базарную площадь, чтобы там набрать хоть сколько-нибудь сена. Отец Алексей провожая их, предупреждал: «из под морды лошади сено не сметь брать, иначе хозяин ударит вас кнутом».
Лошади у священника не было, на все требы в любую погоду он ходил пешком, а на Пасхальной недели несколько дней посещал дома прихожан. Еще в Балыках отец Алексей получил травму ноги. Молодой жеребенок ударил его передним копытом по колену, отчего произошел излом коленного сустава. В начале 1930-х годов отец Алексей заболел глаукомой, левым глазом он практически ничего не видел.
В 1930 году хозяйство священника было записано кулацким. Ночью в дом явилось несколько человек, которые предъявили документ о раскулачивании. Пришедшие начали выносить из дома вещи. Внучка отца Алексея Зоя, жившая в то время в доме священника, от шума проснулась. Серафима Андреевна просила оставить перовый матрасик, на котором лежала маленькая девочка, однако одна из пришедших женщин выдернула его и унесла с собой.
В дом к священнику часто приходили люди, чтобы получить совет в том или ином житейском деле: как составить письмо в суд, как поступить, к кому обратиться в той или иной сложной ситуации. Отец Алексей чем мог, старался им помочь, не оставлял в беде, за что очень уважался народом.
Во время беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов безбожные власти поставили перед собой задачу произвести повсеместно массовый арест духовенства и закрытие храмов. По всей стране с новой силой начались аресты и расстрелы священнослужителей и активных мирян.
В середине ноября 1937 года следователь Зарайского отделения НКВД Крысанов допросил двух человек, которые согласились дать лжесвидетельства против отца Алексея. Одна лжесвидетельница в частности показала, что отец Алексей «в сентябре 1937 года высказывался среди населения против советской власти и коммунистов, говорил: антихристова власть опять возвратилась к арестам, в Москве арестовали много священников. Это коммунисты боятся, что их по новой конституции не выберут в советы, поэтому они всю вину кладут на духовенство. Все равно сколько они не арестовывай, нас много, да и ведь народ шел за нами, так и пойдет, они перед народом бессильны».
Другой лжесвидетель показал, что в марте 1937 года отец Алексей ругал сталинскую конституцию и при этом говорил: «...В конституции пишут о свободном вероисповедании, а в действительности этого нет и верующих под видом всевозможных причин лишают права на отправление религиозных обрядов. Народ требует, чтобы я ходил по домам православных, а советская власть нам этого не разрешает... Я народу везде буду рассказывать, как представители власти нас притесняют, я как ходил, так и буду ходить. Веру свою православную не брошу...».
Отец Алексей был арестован 24 ноября 1937 года у себя дома. Прощаясь с супругой, он сказал ей: «Спасибо тебе, верной ты была мне женой! Пойду я по стопам Спасителя».
В тот же день протоиерей Алексей был допрошен.
– Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную работу. Признаете ли вы это? - спросил следователь.
– Нет, я это отрицаю, это не признаю.
– Следствию известно, что вы среди населения высказывали контрреволюционного характера клевету на советскую власть и пораженческое настроение. Признаете ли это?
– Нет, я это отрицаю, этого не говорил.
– Следствию известно, что вы призывали население не подписываться на заем и высказывали террористическое настроение против коммунистов. Признаете ли это?
– Нет, я это отрицаю, этого не делал.
– Следствию известно, что вы призывали население при выборах в советы голосовать против коммунистов. Признаете ли это?
– Нет, это я отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю.
На этом допрос был закончен. С момента ареста и все время непродолжительного следствия отец Алексей содержался в тюрьме Коломенского района, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
29 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Алексея к расстрелу.
Протоиерей Алексей Аманов был расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. За несколько часов перед смертью фотограф Таганской тюрьмы сфотографировал священника, чтобы при множестве проводимых в те дни расстрелов палач не ошибся.
Память священномученика Алексея совершается в день его мученической кончины 20 ноября (3 декабря), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
Источники, использованные при составлении жития
АМП. Послужной список.
ГАРФ. Ф. 10035. Д. №У-19480. Реабилитирован 27 июня 1989 года.
Голубев Василий Петрович, Голубева Зоя Петровна, Женевская Маргарита Александровна, Аманов Алексей Валентинович. Воспоминания. Рукопись.
Серафима Андреевна помогала воспитывать внуков. По молитвам отца Алексея из их пяти детей, достигших совершеннолетия, один стал священником. Он погиб во время войны в Киеве. Трое других сынов воевали на фронте, прошли всю войну и живыми и невредимыми вернулись домой.
Во время войны Серафима Андреевна перебралась жить в подмосковный поселок Монино к дочери Варваре. Здесь она безвыходно пребывала в отгороженном уголке комнаты, подолгу молясь и читая Священное Писание и другие духовные книги. Так она и прожила до самой своей кончины в 1953 году.
Дочка отца Алексия Варвара в 1975 году заболела. Ее положили в больницу, родственники устроили круглосуточное дежурство в палате. Больная потеряла сознание и долго не приходила в себя. В день ее кончины дежурил у постели сын Василий. Вдруг в томительной, тревожной тишине Варвара Алексеевна четко и громко сказала: «Папа, веди меня! Веди меня, папа!», и через несколько минут скончалась.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 г. протоиерей Алексей Аманов прославлен в лике святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, как священномученик для общецерковного почитания.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века
Московской епархии. Дополнительный том 1»

Тверь, 2005 год,
стр. 258-262.
Библиография
ГАРФ. Ф. 10035, д. 9480.
АМП. Послужной список.
Голубев Василий Петрович, Голубева Зоя Петровна, Женевская Маргарита Александровна, Аманов
Алексей Валентинович. Воспоминания. Рукопись.

 

Copyright © 2013-2024. Все права защищены.  Разработка и дизайн сайта - Олег Спицын.