Strength

Easy to Remember

Яндекс.Метрика

В начале июля паломническая группа из Зарайска и Коломны, возглавляемая протоиереем Михаилом Сокрутовым, посетила Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь. Путешествие на Соловки в душе каждого оставляет чрезвычайно глубокий след. Здесь ощущаешь своеобразие неповторимой северной природы, поражаешься стойкостью и мужеством первопроходцев, открываешь суровые и славные страницы истории, узнаёшь о духовных подвигах насельников монастыря и тяжких страданиях соловецких узников.


Именно с воспоминаний об эпохе гонений ХХ века началось моё знакомство с этим суровым краем. Автобус с зарайскими паломниками на пристань Рабочеостровска – поселка рядом с карельской Кемью - прибыл полярной ночью. Бледный, как разбавленное молоко, свет незаходящего за горизонт солнца заливал собой скудный ландшафт. Потемневшие и покосившиеся от времени деревянные строения, заброшенные узкоколейки, чёрные на фоне неба силуэты деревьев, давно не убиравшиеся отходы от сплава леса оставляли впечатление безжизненности и заброшенности. Видимо, такие же чувства испытывали и те, кого переправляли на Соловецкий архипелаг. Виновных и невиновных, уголовников и политзаключенных, священников и ученых…

На Соловки мы тоже добирались по морю. Оно перекатывало свои свинцовые волны под низкими облаками и пронизывающим ветром. Не зря, видать, в старину Белое море назвали Студёным, ведь оно является частью Северного Ледовитого океана. Укутавшись потеплее, мы не покидали палубу. Жадно вдыхали чистый, слегка морозный воздух, всматривались вдаль, стараясь разглядеть ныряющих белух (северных дельфинов) и любопытных чёрных котиков (морских зайцев).

Тёплый сезон на Соловецком архипелаге продолжается всего четыре месяца, а остальное время хозяйничают лютые морозы и сильные ветра. Но природа, флора и фауна островов поражают многообразием. Беломорье изобилует лекарственными водорослями – ламинарией, вкуснейшей рыбой: сельдью, треской, зубаткой. Каждый остров имеет свой ландшафт и микроклимат. Среди холмов Большого Соловецкого острова, в Макарьевской пустыни, расположился Ботанический сад. Здесь произрастают диковинные для тех мест деревья, кустарники и травянистые растения. В былые времена в теплицах и оранжереях вызревали теплолюбивые овощи, ягоды и фрукты. На острове Анзер – живописные леса и множество прозрачных озёр с чистой, пригодной для питья, водой. Тундра Заяцкого острова завораживает каменными лабиринтами, низкорослыми берёзками и рябинками, мхом и лишайниками…

Но вот среди безбрежного моря показались храмы, опоясанные крепостной стеной, - Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Он, будто магнитом, притягивал к себе, мощный и жизнеутверждающий. Подобно паломникам прошлых веков, мы высадились в Бухте Благополучия – главных морских воротах Соловков. Русские люди и в старину, и сейчас стремятся попасть на Соловки, чтобы прикоснуться к древней истории обители, помолиться святым подвижникам Соловецким; их молитва, знает каждый паломник, быстро доходит до Господа.

Начало иноческой жизни на Соловках положили преподобные Савватий и Герман. В 1429 году они поставили крест, утвердив веру православную на диком острове. Через несколько лет в безлюдных местах появился преподобный Герман. Постепенно в ним присоединялись и другие иноки, искавшие уединения. Но стерпеть суровый климат на пустынном острове смогли немногие. Лишь самые выносливые и сильные духом оставались на архипелаге. Стараниями и трудами подвижников возводились храмы, келейные корпуса, хозяйственные постройки. Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор построен в 1558-1566 годах по замыслу святителя Филиппа. Сейчас собор на реставрации, и богослужения совершаются в Филипповской церкви. Здесь у алтаря храма установлены раки с мощами основателей монастыря - преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Рядом находится камень, служивший возглавием святителю Филиппу, в XIX в. на камне был высечен лик святого. В алтаре храма пребывает икона Спасителя, переданная в дар верующими нашего города.

Спасо-Преображенский собор является «духовным ядром» монастыря, который каменной галерей с валунным основанием соединяется с Успенским и Никольским храмами. Кстати, церковь в честь Святителя Николая впервые появилась здесь ещё при преподобном Зосиме; тогда она была деревянной. Святитель Николай издавна почитался в Поморье, и существует множество преданий, рассказывающих о его помощи людям, терпящим бедствие в водах Белого моря. По всему побережью когда-то стояли храмы, о которых прежде говаривали: «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы».

Во время экскурсий мы узнали, как возводили монастырь (пятигранный в плане - в форме корабля), как скрепляли многотонные валуны кирпичной кладкой, каким образом протекала повседневная жизнь обители, какие инженерные решения применялись при строительстве сооружений. Интересно устроены системы обогрева помещений и просушки зерна, хранения съестных припасов. Вручную было выкопано Святое озеро, вода в которое поступала из озер, соединённых рукотворными каналами. Вода приводила в движение каменные жернова монастырской мельницы, превращавшие зерно в муку. Пресная вода также поступала в баню и портомойню (прачечную). В монастыре имелась собственная флотилия, доки для ремонта кораблей, действовали различные мастерские.

Монастырские скиты действуют и на других островах. На втором по величине острове архипелага – Анзер - основан Свято-Троицкий скит. Святому отшельнику преподобныму Елеазару Анзерскому явилась Пресвятая Богородица, укрепляя его в духовных подвигах, и с тех пор на месте явления Царицы Небесной цветут голубые незабудки. В XVIII в. на Анзере в молитвах пребывал преподобный Иов, которому также являлась Матерь Божия, повелевшая построить храм в честь Распятия Христова. Побывали мы и на Заяцком острове, где постоянно живёт один послушник. Молились мы в деревянной церкви апостола Андрея Первозванного и перед Поклонным крестом, поставленном в честь столетия подводного флота и в память всех погибших подводников…

Страницы славной истории рассказывают о том, как монастырь стоял на страже русских рубежей, отражая атаки шведов, англичан и французов. И сейчас можно видеть стоящие у башенных бойниц пушки, следы от вражеских ядер на седых стенах крепости.

С Соловками тесно связаны имена игумена Филиппа (Колычева), впоследствии митрополита Московского - духовника царя Иоанна Грозного, не побоявшегося обличить опричнину и за это умерщвлённого Малютой Скуратовым, инициатора церковных реформ Патриарха Никона, преподобного Елеазара Анзерского – духовника царя Михаила Романова и крестного отца его сына – Государя Алексея Тишайшего, при котором Россия прожила свой самый благополучный период истории.

Отдаленная обитель была не только местом молитвы, но и местом ссылки, государственной и церковной тюрьмой. В числе знаменитых пострижеников, а затем и узников Соловков, мы нашли имя сподвижника Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского - Авраамия Палицына; келаря Троице-Сергиевой лавры хорошо знал настоятель Никольского собора г. Зарайска протоиерей Дмитрий Леонтьев, который вместе с ним входил в состав депутации, прибывшей в Кострому, чтобы призвать на царство Михаила Романова. Среди узников Соловков уже в советское время были священник и богослов о. Павел Флоренский и будущий академик, знаток древнерусской культуры Дмитрий Лихачёв…

В 1923 году храмы и скиты были превращены в тюрьмы: на Соловках учредили СЛОН -Соловецкий лагерь особого назначения. До сих пор сохранились бараки, где жили заключённые, которым пришлось вынести тяжкий труд и нечеловеческие условия жизни. На вершине Секирной горы, в здании Вознесенской церкви, руководство лагеря устроило штрафной изолятор, а рядом применялись пытки и производились расстрелы. В Савватиевской пустыни разместили подразделение СЛОНа для политических заключенных. Голгофо-Распятский скит служил штрафным изолятором для женщин и тифозным госпиталем, где умерли сотни заключенных. Там, над безымянными могилами, выросла береза, раскинувшая свои ветви в форме креста.

О крестах на Соловках нужно сказать особо. При монастыре действует мастерская, где изготавливают многометровые, со священными надписями, кресты. Мы их встречали повсюду. По берегам мелких безлюдных островов, над святым источником прп. Елеазара Анзерского, на месте массовых захоронений на Секирной горе и Голгофо-Распятском скиту, в Бухте Благополучия – напротив Святых врат обители; по подножию этого креста наблюдают за уровнем воды во время морских приливов и отливов…

Наше знакомство с островами дополнили музейные экспозиции. Музей ГУЛАГа, разместившийся в бывшем лагерном бараке, своими экспонатами и документами заставил погрузиться в атмосферу массовых репрессий, вспомнить, какими неимоверными усилиями и жертвами создавались «великие стройки коммунизма». В Морском музее мы узнали, как развивалось мореплавание и судоходство на Белом море, увидели снаряжение и оснастку деревянных кораблей, получили понятия о промыслах поморов.

Очень скоро наше трёхдневное пребывание на Соловках подошло к концу, и мы вновь садимся на катер «Святитель Николай», который вернёт нас на материк. Над нами кружат чайки, на ветру реет российский триколор, а с иконы над капитанской рубкой катера смотрит лик Николая Чудотворца - заступника всех путешествующих и покровителя нашего края. Еще до поездки мне рассказывали, что каждый, кто побывал на Соловках, мечтает вновь вернуться сюда. Сейчас и я уверена в этом.

Ольга ПОЛЯНЧЕВА

Copyright © 2013-2024. Все права защищены.  Разработка и дизайн сайта - Олег Спицын.