Strength

Easy to Remember

Архив новостей

2020
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Яндекс.Метрика

В пятый раз зарайская деревня Рожново встречала гостей и участников ежегодного Районного православного фестиваля. По традиции его тематика посвящается какой-либо знаменательной дате в отечественной истории. В этом году вспоминали 100-летие начала Первой мировой войны.

Сейчас чрезвычайно велик интерес к событиям столетней давности. Поэтому организаторы фестиваля и, в первую очередь, церковный приход Успенского храма деревни Рожново, а также Зарайское благочиние, службы Зарайского муниципального района, гости из Рязани, Коломны, Луховиц, Ступина, решили показать мирную жизнь России и Зарайского уезда в различных ее проявлениях и создать военную реконструкцию сражения.

Нынешний фестиваль проводили в форме ролевой игры «Август 1914 в Рожнове». Кстати, в атмосферу и колорит той эпохи с заметным удовольствием включались не только участники игры, но и гости со своими костюмами и реквизитом. Уже в субботу, 31 мая, стали собираться в Рожново «действующие лица» - их оказалось так много, что заселился целый палаточный городок. Открытие фестиваля состоялось 1 июня - после Божественной литургии. На «уездную ярмарку» прихожане и приехавшие «дамы и господа» пришли крестным ходом с образом Николы Корсунского-Зарайского (что на время фестиваля доставили из Иоанно-Предтеченского собора г. Зарайска). Икону установили рядом с главной сценой и флагштоками, на которые торжественно подняли флаги России и Православного Рожновского фестиваля. Собравшихся приветствовали глава Зарайского муниципального района В.Н. Павлов, настоятель Успенского храма протоиерей Михаил Сокрутов, глава сельского поселения Каринское Е.Н. Степанова.

А «уездная ярмарка» уже сияла яркими красками. Чего тут только не было! От изобилия товаров (и все они – собственного изготовления и первосортного качества!) разбегаются глаза. Соленные огурчики и деревенское сало, душистый чай из самовара и морс из ягод, горячие пирожки и румяные баранки. Рядом - крынки, кувшины, сабли, свистульки, деревянные игрушки, изделия из бересты и разнообразные поделки. Все средства от продажи товаров (а покупаются они на «царские деньги», которые можно получить в обменном пункте) пойдут на строительство в Рожнове богадельни; здесь будут опекаться одинокие люди, неимеющие возможности себя обслуживать.

На «торговой площади» - и «арена цирка». Молодые силачи демонстрируют приемы русской борьбы, казаки – искусство владения шашкой. На «конной ярмарке» - скакуны разных мастей и пород, на «пасеке» опытный пчеловод показывает, как устроен улей и предлагает на пробу сотовый мед.


Совсем недалеко разместилась «поляна ремесел». Здесь работает кузнец, трудится стеклодув, показывает свои изделия мастер-ювелир. Разные учреждения начала ХХ века обосновались в строящемся здании богадельни. «Синематограф» крутит немые фильмы, в «фотоателье» делают снимки в стиле ретро. В «амбулатории» земский доктор принимает больных, фельдшер назначает больным микстуры, припарки и пиявки. В «городском банке» - в ходу царские ассигнации; служащие в своей работе пользуются деревянными счетами, пишущей машинкой. Юные «гимназистки», сидя за деревянными партами, учатся писать пером и чернилами, знакомятся с азами дореформенной орфографии. Посетители узнают и о первых в России детских садах; они тоже появились сто лет назад и назывались «детские городские площадки». Нынешние обувщики рассказывают, как было организовано дело на туфельной фабрике и «Торговом доме Августа Редерса и К» в Зарайске, своими руками шью кожаную обувь.

«Погружение в историю», причем, «по всем фронтам», идет и на других фестивальных площадках. Офицеры рассказывают о снаряжении моряков и подводном флоте Российской империи. В полном обмундировании позируют русские пехотинцы, бравые казаки и австро-венгерские солдаты. С фотографиями своих предков знакомят прихожанки зарайских храмов; мы видим большие дружные семьи, светлые и одухотворенные лица. Можно прочитать тексты песен начала ХХ века и выяснить, что их мелодии стали основой для известных песен времен Гражданской и Отечественной войн. Из глубины сада слышатся звуки романса и обрывки беседы. Это за чайным столом собралась «дачная интеллигенция». Дамы делятся новостями городской жизни. Оказывается, в Зарайске решено прокладывать городской водопровод, открыть женскую гимназию. Купцы-благотворители Бахрушины приступают к строительству бесплатной больницы и учреждают женскую монашескую общину. Мужчины ведут политические споры и горячо обсуждают «славянский вопрос». Милые барышни предлагают принять участие в благотворительной ярмарке «Белый цветок», все средства от которой пойдут нуждающимся людям.

Интересно всем: и взрослым, и детям! Для малышей – своя программа, с играми, хороводами, занятиями лепкой, рисованием, инсценировками. Самодеятельные артисты показывают спектакль-сказку, которую когда-то ставили в зарайском народном театре, созданном А.С. Голубкиной. Большой восторг вызывают обитатели местного зоосада - куры, индюки, фазаны и белочка. Нет отбоя от желающих покататься по пруду на дединовских челнах – особых лодках, которые, как и в былые времена, мастерят на Оке. Если хочешь научиться косить траву, точить косу, ворошить сено – тебя и этому научат «местные крестьянки», одетые в русские паневы.

Между лавками, чайными, увеселительными заведениями и учреждениями снуют коробейники, шумят разносчики газет, гуляют дамы и офицеры, степенно прохаживается почтенная городская публика. В исполнении духового оркестра звучат марши и вальсы начала ХХ века.

Но как только с колокольни слышится тревожный набат, от мирной идиллии не остается и следа. Объявлена мобилизация – Россия вступает в войну! И вмиг беззаботные молодые люди становятся серьезными и выстраиваются в шеренгу. Вчерашние студенты, дворянские, крестьянские и купеческие дети идут воевать «За Веру, Царя и Отечество!» Впереди кавалерия, за ней – пехота. Военные действия разворачиваются на противоположном берегу пруда. За маневрами внимательно наблюдает «мирное население». Хорошо видно вражескую разведку, наступление русской конницы, рукопашные бои пехотинцев. А вот уже спешат на помощь сестры милосердия, чтобы перевязать раненых, вывезти их из-под огня. И, наконец, победа - капитулирование врага и ликование народа!

Завершилась ролевая игра, и к концу подошел пятый Рожновский фестиваль. Настоятель храма - протоиерей Михаил Сокрутов - предлагает завершить его на «высокой духовной ноте» – почтить память погибших воинов молитвой. По некоторым оценкам, Россия потеряла в Первой мировой войне более 10 миллионов человек. Они выполняли свой долг, и россияне не должны их забыть. Со свечами в руках движется народная толпа – и воины, и «гражданское население» - к храму. Звучат молитвы об упокоении погибших, а затем - слова благодарности всем, кто готовил игру, разрабатывали сценарий, делился своим мастерском и искусством, принимал многочисленных гостей. И в ответ приехавшие на фестиваль благодарят организаторов – ведь каждый открыл для себя что-то новое, почувствовал свою личную связь с прошлым и ощутил себя частью народа, впитавшего в себя глубокие православные традиции.

Ольга Полянчева