Strength

Easy to Remember

Яндекс.Метрика

О ЗАРАЙСКОЙ СВЯТЫНЕ
В журнале «Московские епархиальные ведомости», № 7-8 за 2013 г. опубликована статья, посвященная иконе Святителя Николая.

Чудотворный образ Николы Зарайского.

Краткий исторический очерк

С чудотворной иконой Николы Зарайского тесно связана судьба одного из древнейших российских городов — Зарайска, первое упоминание о котором относится к 1146 году. История принесения святого образа и чудеса от него изложены в цикле летописей под названием «Повести о Николе Заразском». Это — известный литературный памятник Древней Руси, который, по мнению академика Д. С. Лихачева, «принадлежит к выдающимся явлениям древней русской литературы». «Повести о Николе Заразском» в течение столетий распространялись по России в виде рукописных списков. Исследовано несколько разновидностей списков «Повестей», условно названныхД. С. Лихачевым «Редакциями».

«Повести» начинаются с рассказа о принесении в 1225 году «образа великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Федора Юрьевича Рязанского». С давних пор икона Николая Корсунского (позже названная «Заразской» и «Зарайской») находилась в г. Корсуни (Херсонесе Таврическом) — там, где в конце X века принял Святое Крещение великий князь Владимир: «а стоял чудотворный образ Николин в Корсуни, посреди града близ торгу, близ церкви апостола Иакова, брата Богословля. А у сего бо апостола Иакова крестися самодержавный князь Владимер Святославич Киевский и всея Русии» («Повести о Николе Заразском», редакция «Основная» Б). От чудотворного образа святителя Николая исходили многочисленные чудеса и исцеления.

Однажды сам святитель Николай явился в видении священнику Евстафию и повелел перенести свою чудотворную икону: «В лето 6732-го. Явися святый великий чюдотворець Николае Корсунской в преименитом граде Харсунии служителю своему Астафию… и рече ему великий чюдотворець Николае: «Астафие, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Остафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу быти, и чюдеса творити, и место прославить». От такого видения Евстафий пришел в ужас, но явление повторилось и в следующую ночь. Священник находился в недоумении, ибо не знал, где находится Рязанская земля. В страхе и трепете священник мысленно обращался к Николаю Угоднику: «О великий чюдотворець Николае! Камо волиши ити? Аз раб твой ни земли рязаньскыя знах, ни на сердце мое взыде. Не вем бо та земля, яко на восток, или на запад, или на юг, или на север…» Однако и в третью ночь «чюдотворець явися Остафию и утыкая в ребра и веля немедлено ити, яко на восток», обещая указывать путь до Рязанской земли.

Но и после трех явлений святителя Николая Евстафий медлил, боясь оставить родной Херсонес. И за свое непослушание был серьезно наказан — у него внезапно появилась болезнь головы, и он ослеп: «абие ослепе, и нападоша на очию его яко чешуя». В скорби, слезах и покаянии Евстафий припал к святому образу, прося прощения и обещая выполнить наказ: «Прости мя грешнаго раба своего. Буди воля твоя, яко же изволи». В тот же час иерей был исцелен от слепоты и заболевания головы и сразу начал обдумывать маршрут путешествия.

Евстафий предполагал идти «за Днепр в Половецкую землю на восток к Рязанской земле». Он знал, что хотя этот путь через половецкие степи опасен, но все свое упование возложил на «Всемилостивого Бога, Пречистую Его Матерь и на великого чюдотворца Николу, яко той может его сохранити от поганых половец». Однако явившийся ему святитель Николай повелел идти другой дорогой. Чудотворец изрек: «Не полезно ти ити чрез землю поганых половець. Иди во устье Днепрьское в Понтеньское море и сяди в корабль, и доиди моря Варяжскаго в Немецкия области. И оттуду ити сухим путем до великаго Новаграда и паки до Рязанския земли невозбранно».

Оставив все свое имущество в Херсонесе, священник Евстафий вместе с женой Феодосией, сыном Евстафием и одним из клириков отправился в дальний и неведомый край. Следуя воле Николая Угодника, паломники из Херсонеса дошли до устья Днепра. Сели там на корабль и поплыли через Черное и Средиземное моря. Потом морское путешествие с чудотворной иконой продолжилось вдоль побережья Западной Европы, по Атлантическому океану на север. Затем, миновав Северное и Балтийское моря, высадились на берег в Риге. Остальной путь путешественники проделали по суше: через города Изборск, Псков, Новгород. По пути от святого образа происходило множество чудес. Известно, что в Великом Новгороде икона стояла в Софийском соборе, где перед ней молились великий князь Новгородский Ярослав Всеволодович и его малолетний сын — будущий непобедимый Александр Невский.

В Новгороде произошло чудо исцеления Феодосии. Жена Евстафия, устав от изнурительного и длительного пути, решила навсегда остаться в Новгороде и скрылась от мужа. За своеволие она тут же была наказана недугом: тотчас «разслабе все уды и телеси ея, и быша яко мертва, — едино дыхание в персях ее бяше» (ее парализовало, и стала она совершенно неподвижна, будто мертвая, лишь дыхание оставалось у нее). Евстафий, услышав, что его жена при смерти, припал со слезами к чудотворному образу, умоляя простить Феодосию. И по милости Божией «в том часе исцелена быть» жена священника.

После этого паломники продолжили свой путь. Придя на Рязанскую землю, Евстафий, молитвенно обращаясь к святителю Николаю, просил его указать место, куда нужно идти и «покой обрести». В то же время Николай Угодник, явившись во сне удельному князю Феодору Юрьевичу, княжившему в г. Красном (ныне Зарайск), возвестил о прибытии своего чудотворного образа: «Княже, гряди во сретение чюдотворного моего образа Корсунскаго. Хощу бо зде быти и чюдеса творити. И умолю о тобе Всемилостиваго и Человеколюбиваго Владыку Христа Сына Божия — да подарует ти венец Царствия Небеснаго, и жене твоей и сынови твоему». Князь Феодор Юрьевич удивился словам святителя, ибо был еще не женат и не имел сына: «Аз бо ни браку сочтася, ни плода чрева не имех». Но направился встречать святой образ, как ему повелел Николай Угодник.

Придя на указанное место, князь Федор издали увидел свечение: «увиде издалече от чюдодтворнаго образа яко свет неизреченный блистаяся». Он «принял чудотворный образ и принес во область свою». И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому. Великий князь Рязанский вместе с епископом Евфросином Святогорцем пришли «во область сыну своему князю Феодору Юрьевичу». Как описывают летописи, икона явилась в городе Красном 29 июля (ст. ст.) 1225 года, и с тех пор святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей. И увидев «преславные чюдеса», князь Юрий Ингваревич «создаша храм во имя святого великаго чюдотворца Николы Корсунскаго, и освяти ю епископ Ефросин, и торжествовав светло», и вернулся в свой город.

Спустя несколько лет князь Феодор женился на Евпраксии, и у них родился сын Иоанн: «поят супругу от царьска рода именем Еупраксею. И помале и сына роди имянем Иоана Посника».

Через двенадцать лет после принесения иконы Русь испытала страшное нашествие татаро-монголов: «прииде безбожный царь Батый на Русскую землю и множество вои татарскими». Главная ставка завоевателей располагалась на реке Воронеж. Хан потребовал от великого князя Рязанского десятую часть «в князех и в людех, и в конех». Чтобы защитить свое княжество и отвести от себя опасность, Юрий Ингваревич решил поднести хану богатые подарки. Он направил большое посольство во главе со своим сыном князем Феодором в ставку Батыя «с дары и молении великими, чтобы не воевал Рязанскиа земли».

Нечестивый завоеватель, приняв дары, притворно обещал не воевать против рязанцев, но стал просить к себе в наложницы княжеских дочерей и сестер.Какой-то рязанский вельможа, по зависти к князю Феодору, рассказал Батыю, что княгиня Евпраксия происходит из царского рода и очень красива собой. Обуреваемый похотью, хан обратился к Феодору: «Дажь ми, княже, видети жены твоея красоты». Князь отвечал нечестивцу: «Не полезно бо есть нам христианом тебе нечестивому царю давати жены своя на блуд. Аще нас преодолееши, то и женами нашими владети начнеши». Эти слова стоили жизни благоверному князю: «царь Батый взъярися зело и веле вскоре убити блаженнаго князя Феодора Юриевича Рязанскаго, а тело его повеле поврещи зверем и птицам на растерзание, и инех многих князей и нарочитых людей побил». Убитых князей и «нарочитых людей» летописец считает страдальцами за Христа: «И так все скончашаяся, о Христе пострадаша, и прияша венцы нетленныя». Князь же Феодор назван «первым мучеником в Руси от князей».

Апоница, верный пестун князя Феодора, горько оплакивая смерть своего господина, спрятал останки князя и поспешил в г. Красный, к княгине Евпраксии. Она стояла, держа на руках своего сына, в «превысоцем храме своем». Слуга поведал ей, как «нечестивый хан Батый убил блаженнаго князя Феодора Юрьевича», княгиня слушала его с глубокой скорбью. Обращаясь к ребенку, он сказал, что их ждет в скором времени — она станет наложницей хана, а сын будет насильно отречен от христианской веры: «О, милое мое и драгое чадо, княже Иванне, прииди на ны от Бога наказание грех ради наших, посла на нас поганых сих измаильтян. И хотят нас до конца разорити и пленити, и мужа моего государя, а твоего отца, убиша. Еще же и мене хощет безбожный царь осквернити, а тебе поработити и в безсерменскую веру научити». Евпраксия решила уйти из жизни вместе с сыном, чтобы не попасть в позорный плен и не изменить вере православной: «И лутче ми есть смерть принять с тобою, нежели нам в руках поганых поруганным быти». И в тот же миг выбросилась вниз и разбилась насмерть: «И абие в тот час вержеся ис превысокия храмины своея и з сыном своим Иваном долу на среду земли, и зарази сама себе до смерти» («Повести о Николе Заразском», редакция «Стрелецкая»).

Затем летописи описывают страшное разорение Рязани татарскими полчищами, подвиг русского богатыря Евпатия Коловрата и скорбь великого Рязанского князя Ингваря Ингваревича о гибели горожан. После того, как были оплаканы и погребены все погибшие в Рязани, великий князь отправился на реку Воронеж, где трагически скончался его сын. Найдя место, где были спрятаны останки сына, отец «взя честное тело его, и плакася над ним долг час». Тело Феодора доставили в родной удел, и княжескую семью похоронили вместе: «принесе его во область его к великому чюдотворцу Николе Корсунскому, и положиша его у великаго чюдотворца Николы, — и его благоверную княгиню царевну Еупраксею, и сына их князя Ивана Феодоровича Посника в едином месте. И поставиша над ними кресты камены».

Впоследствии над могилой князей был возведен Иоанно-Предтеченский храм, причем надгробие находилось в алтаре. При последующих перестройках собора памятник оказался под открытым небом; над ним была установлена сень на четырех столбах. В 1665 году надгробный памятник был возобновлен князем Н.Гагариным (Полянчева О. Повести о Николе Заразском и зарайские топонимы/ Материалы научно-практической конференции «Зарайские мученики князь Феодор, княгиня Евпраксия и их сын Иоанн»,1998 г.)

Трагическая смерть княжеской семьи повлекла за собой изменение названия иконы Святителя Николая; икона Николы Корсунского стала назваться иконой Николы Заразского: «И от сея вины да зовется великий чюдотворец Николае Заразскый, яко благовернаа княгиня Еупраксиа и с сыном князем Иоаном сама себя зарази».

Изменилось и название города. Например, в «Краткой хронологической редакции» «Повестей» говорится: «И сея ради вины место то имянуется Заразск; ныне же град камен». Со временем город стал назваться Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, город Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века — Зарайск. Он на протяжении столетий входил в состав территории Рязанского княжества, Рязанского наместничества, а затем и Рязанской губернии (с 1929 года Зарайск входит в состав Московской области).

Священник Евстафий, принесший чудотворную икону из Херсонеса, явился родоначальником большого священнического рода. Он и его потомки на протяжении более трех сотен лет служили в зарайском Никольском соборе. Некоторые редакции «Повестей» перечисляют представителей «Рода служителей» («Рода попов чюдотворьца Заразскаго»): «1.Иерей Еустафий, иже принесе образ ис Корсуня Николая в Резанския пределы.2.Иерей, сын — Еустафий же, по отце служил. 3. Иерей, сын Еустафией — Прокопий, 4. Иерей, сын Прокопиев — Никита. 5. Иерей, сын Прокопиев — Василиск. 6. Иерей, служил сын Василисков — Захариа. 7. Иерей, служил сын Захариев — сын его Иоанн. 10. Иерей, служил Иванов сын — Петр Вислоухов». Все они непрерывно («не переменяяся») служили у престола Никольского собора; некоторые редакции говорят об «общем стаже» служения 335 лет, другие — 389 лет. По мнению многих исследователей, Евстафий и его потомки и являлись авторами летописей «Повести о Николе Заразском», на протяжении столетий дополняя сказания описанием новых чудес от иконы.

Цикл «Повестей о Николе Заразском» завершается так называемым «Коломенским эпизодом». Он рассказывает о событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах. Перенесли образ Николы Зарайского из Зарайска в соседнюю Коломну из-за набегов крымских татар: «В лето 7021 году (промежуток между 1 сентября 1513 и 31 августа 1514 г.). Пришли крымскиа люди на рязаньскиа украины, и чюдотворца Николы Заразского священницы, взя чюдотворный Николин образ, и пришли на Коломну…» Встречал святыню епископ Коломенский Митрофан «со всем градом». Видя «от чюдотворного образа преславныя чюдеса», Владыка повелел поставить икону в храме митрополита Петра и описал события Василию Ивановичу III. В ответ Государь повелел построить каменный храм во имя Николы Чудотворца на площади. Храм впоследствии получил название Николы Гостиного. Здесь была поставлена икона, принесенная из Зарайска, и здесь служили зарайские священники и диакон. По распоряжению епископа с чудотворной иконы сделали копию, которую отправили «к старому престолу» — в Зарайск. А «прежняя» чудотворная икона осталась в Коломне («Повести о Николе Заразском», редакция основная Б, 2-й вид).

Среди многих коломенских чудес летописцы выделяют несколько особенных. Так, некто Козлок, серебряных дел мастер, выкрал из Никольского храма серебряный оклад с чудотворной иконы и спрятал у себя во дворе. 5 недель коломенцы не могли найти пропажу. И тогда явился Николай Чудотворец «мужу боголюбиву, именем Созон Киселев», который восемь лет был прикован к постели, и велел идти к епископу Митрофану и сказать, где хранится украденный оклад. «Созон нача отрекатися», поскольку был недвижим. И тогда святитель Николай совершает чудо: поднимает с одра болящего, который своими ногами идет к Владыке. Тот, увидя исцеленного Созона, велел звонить в колокола, чтобы собрать народ и прославить Бога и великого Угодника Божия. «Весь събор церковный» вместе с чудотворным образом направился к дому Козлока. Тот, даже не будучи спрошен, сам рассказал, где спрятал серебряную ризу с иконы. Возвращаясь в храм, крестный ход с иконой и окладом подошел к Ивановским воротам. В это время нищий Климент, глухой и немой от рождения, при виде чудотворной иконы неожиданно воскликнул: «въскрича, услыша и проглагола». Епископ, видя «велие чюдо», послал известие великому князю Василию Ивановичу, где поведал о чудесах в Коломне: «како разлаблена исцели, и како яви приклад свой, и како глуха и нема исцели». В ответ Государь прислал «епископу Митрофану и всему священному собору милостыню доволну» («Повести о Николе Заразском», редакция основная «Б», 2-й вид).

Так называемый «Второй коломенский эпизод» рассказывает еще об одном чуде, которое послужило основанием для строительства каменной крепости — зарайского кремля. Как говорилось выше, после строительства коломенского Никольского храма для зарайской святыни, для Никольского собора города Зарайска был сделан список. Через некоторое время священнослужители «начаша молити» государя, чтобы он «отпустил чюдотворный Николин образ Заразского к старому престолу на Рязань». Однако царь не разрешил возвращать икону, а отпустил только священников. Зарайское духовенство очень скорбело, что осталось без «великаго чюдотворца Николы Корсунского и Зарайского образа». И однажды, в Крестопоклонную неделю Великого поста в Зарайске произошло чудо: пономарь, пришедший приготовить собор к богослужению, увидел старинный чудотворный образ, от которого исходило сияние: «яко светило сияше велие». Но списка с иконы на месте не было. Священники поспешили в Коломну и рассказали епископу Митрофану о чудесном «приходе» образа и о необъяснимом перемещении списка из Зарайска в Коломну. Иными словами, список и сама чудотворная икона невидимым и неведомым образом поменялись местами (редакция основная Б,2-й вид). Исследования коломенского профессора А. Б. Мазурова позволили установить точную дату произошедшего чуда: оно состоялось 9 марта 1518 года («Коломенские чудеса цикла повестей о перенесении Чудотворного образа Николы Заразского как исторический источник» / Материалы конференции «Зарайские мученики князь Феодор, княгиня Евпраксия и их сын Иоанн»).

Но вернемся к летописям. Они далее сообщают, что епископ Митрофан сразу доложил царю Василию о том, что чудотворная икона сама вернулась в Зарайск: «чюдотворец Николае отиде к старому престолу на Резань невидимо». Это событие оказало сильное воздействие на государя. Он стал молиться, прося прощения, что не позволил вернуть чудотворный образ, и дал обет святителю Николаю: «да учиню тебе церковь и ограду каменну, чтобы твой чюдотворный образ стоял во веки недвижим». Спустя несколько лет великий Московский князь прибыл в рязанский город Зарайск, «и торжествовав светло, заложи чюдотворцу церковь и ограду каменну» («Повести о Николе Заразском». Редакция основная Б, 2-й вид). Оградой каменной, способной надежно защитить город от вражеских набегов, а чудотворный образ — от мусульман, стал зарайский кремль (Н.Ноговицина. Зарайский кремль. Анализ ансамбля в его историческом развитии/Материалы конференции «Зарайские мученики князь Феодор, княгиня Евпарксия и их сын Иоанн», 1998 г.). Каменная крепость в Зарайске была построена по указу великого Московского князя Василия III в. 1528—1531 гг. (Н. Годлевский. Облик старого Зарайска). В некоторых исторических документах зарайский кремль так и называется — «Никольская крепость».

Особая страница в истории Зарайска — эпоха Смутного времени. И в эту пору святитель Николай не раз являл свою помощь городу, который он избрал. Зарайский купец и краевед Козьма Аверин в 1837 году составил «Историческое известие о жизни и деяниях Димитрия, протоиерея Зарайского Николаевского собора, современника и сотрудника Князя Дмитрия Михайловича Пожарского». По мнению автора, «Димитрий, протоиерей Зарайского Николаевского собора города Зарайска, живший в начале XVII столетия, достоин занять место в истории Отечественной с именами Пожарского, Минина, Гермогена и Палицына, оказавших незабвенные услуги Отечеству». В книге рассказывается о нападении на город отряда польского полковника Александра Лисовского и учиненных им бедствиях: «Литовский пан, полковник Александр Лисовский, собрав до тридцати тысяч всякой сволочи под знамена второго Лжедимитрия, прозванного Тушинским, от имени его покорял и грабил беззащитные города Российские. В 1608 году, месяца марта, Лисовский взял город Зарайск, побил тамошних жителей и пришедших к ним на помощь из Рязани триста человек арзамассцев, и трупы их повелел погребсти в одном месте, и сделать над ними курган великий, который и поднесь виден близ Благовещенской церкви с южной стороны. Лисовский учинил в Зарайске такое опустошение, почел за нужное захватить с собою Зарайского Протопопа. Причиной сему было, конечно, то, что сей достойный служитель алтаря удерживал жителей города Зарайска в должном повиновении к законной власти, так, чтобы в случае не щадить самой жизни, умереть со славою: что и сбылось с непоколебимыми в твердости жителями Зарайска, которые пребывали верными к законной власти». Далее К.Аверин пишет: «Лисовский из Зарайска с войском отправился к Коломне, которую также взял и разорил там две церкви, полонил Коломенского епископа Иосифа, известного по своей ревности и осмелившегося оспаривать незаконные повеления Лжедимитрия и изрекать ему в лице неблагословение. Потом Лисовский отправился к Москве. Но, не доходя до столицы, разбит был Царскими войсками. Пленники у него были отбиты и представлены Царю Василию Иоанновичу». Протопоп Димитрий рассказал «об участи, постигшей город Зарайск, которого жители кровью запечатлели преданность свою законному Государю». Тогда Василию Шуйскому стало известно о чудотворном образе Николы Зарайского, который он повелел украсить дорогимсеребряно-золотым окладом. Через два года, в 1610 году, тот же Василий Шуйский приложил к иконе Николы Зарайского золотую дщицу (пластину): «Лета 7118 (1610) января в 27 день Государь и Великий князь Василий Иоаннович всеа России приложил к чудотворному образу Великаго Чудотворца Николы Заразского, как Бог освободил город от воровских людей его чудотворецкою молитвою и добили челом Государю».

Впоследствии протопоп Димитрий участвовал в заседаниях Земских соборов 1613 года, на которых избирали царя. К.Аверин пишет: «Верно Протопоп Димитрий заслуживал, чтобы ему от лица всего города поручено было действовать в сем случае. Такая доверенность показывает в нем опытного и надежного человека, доказавшего на самом деле свою верность к законному Государю и попечение о благе Отечества».

«Совет всея Земли» на своих заседаниях назвал государем Михаила Федоровича Романова. Среди подписавших избирательную грамоту 238 делегатов «руку приложил» и отец Димитрий. Зарайский протопоп был также в составе посольства, которое направилось в Кострому, к избранному царю Михаилу Романову. После получения согласия инокини Марфы на воцарение ее сына, с долгожданной грамотой в Москву отправились зарайский протопоп Димитрий и дворянин Иван Усов. Это была не просто грамота к Собору, это была весть об окончании Смутного времени!

В книге К.Аверина о деяниях протопопа Никольского собора г. Зарайска повествуется о князе Димитрии Михайловиче Пожарском, который служил городским воеводой в 1610—1611 гг. Автор называет будущего спасителя Отечества верным сподвижником настоятеля храма и фактического главы города. Ведь Зарайск в то время являлся частновладельческим городом, т. е.его хозяевами и владельцами были «Никольские протопопы с братиею».Д. М. Пожарский много сделал для укрепления обороноспособности крепости, успешно отражавшей нападения врагов. И всегда, особенно в трудные минуты, князь прибегал к молитвенной помощи святителя Николая. В книге описан эпизод нападения на Зарайск шайки Исаака Сумбулова. Большому и дерзкому отряду «черкас, казаков и татар» удалось «обманом» проникнуть в деревянный острог, окружавший зарайский кремль. Умелыми действиями воеводы и небольшой группы защитников захватчики были изгнаны, и Зарайск был спасен: «Воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский с невелики людьми против их из города вылез и помощию Великого Чудотворца воров побили и языки поимали и из острогу выбили вон, и град и острог Никола Чудотворец невидимо сохранил».

В алтаре зарайского Никольского собора долго хранились напрестольный серебряный с позолотой крест, перед которым князь Д. М. Пожарский дал обет не щадить себя ради пользы Отечества, и боевой меч, подаренный им городу (В.Полянчев. «Зарайского города крепкое стоятельство»).

На территории Зарайского кремля находились и находятся ныне два собора: Никольский (холодный) и Иоанно-Предтеченский (теплый). Многие века икона Николы Зарайского была главной святыней Зарайского края, и ежегодно 29 июля (ст.ст.) в Зарайске проходили общегородские торжества. В кремлевских храмах всем духовенством соборне служилась Божественная литургия и совершался крестный ход на святой источник Белый Колодец. Он находится в 1,5 км севернее зарайского кремля, на берегу реки Осетр. По преданию, именно на этом месте состоялось «сретение» иконы Николы Корсунского князем Феодором в 1225 году. О существовании источника говорят документы Археографической Комиссии 1901 года (О.Полянчева. «Повести о Николе Заразском и зарайские топонимы». / Материалы конференции «Зарайские мученики: князь Феодор, княгиня Евпраксия и их сын Иоанн», 1998 г.). В старину над источником стояла деревянная часовня; целебные воды родника подавали верующим исцеления от разных недугов.

К зарайской святыне приходили со всей России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства. Перед чудотворным образом Николы Зарайского молились преподобный Сергий Радонежский, великие Московские князья Иван III, Василий III, царь Иван Грозный, царь Василий Шуйский, наследник Российского престола будущий царь Александр II со своим учителем В. А. Жуковским, великий князь Сергей Александрович и многие другие (В. И. Полянчев. «Царские дороги в Зарайск»).

В 1892 году в Рязани вышла книга под названием «Чудотворный образ Николая Зарайского». Ее автор — выходец из Зарайска, писатель Василий Селиванов. Вот как он начинает повествование о святыне: «В зарайском Николаевском Соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуня пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах с омофором на раменах (плечах), на главе митра с изображением чернью Святой Троицы, правая рука его простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне его на облаках изображен Спаситель, правой рукой благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь, держащая на руках распростертый омофор.

Образ сей, с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя, имеет в длину двадцать пять с половиной вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская, высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности, сообщенной чертам лика Святительского, которую умели придавать изображениям святых едва ли не одни византийские художники».

Далее идет описание ценного оклада, в который был помещен чудотворный образ: «Риза на образе из чистого золота, с самоцветными каменьями, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году, как видно из описи Зарай-

ского собора и следующей надписи, начертанной вязью на особой дщице внизу оклада: „Повелением Благоверного Великого Государя царя и Великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сий оклад на образ великого Чудотворца Николы Заразского во второе лето

Государства его, лета 7116 (1608)“ Оклад, устроенный усердием царя Шуйского, состоит из ризы, покрывающей одежду Святителя и все остальное до боковых изображений чудес его, также из митры, венца, Евангелия и цаты. Оклад по полям в виде рамы кругом всего образа серебряный позлащенный, сделан им же, Шуйским, равно и золотые венчики над ликами и золотые пластинки с узорами, наведенные чернью, с изображением чудес. Самые же чудеса покрыты серебряными позлащенными ризами в позднейшее время».

В 1904 г. в зарайском кремле на месте прежнего был сооружен ныне существующий теплый Иоанно-Предтеченский собор. Его возвели на средства великих российских благотворителей и меценатов — братьев Бахрушиных, по проекту известного московского архитектора К. М. Быковского. Ктиторы храма, приступая к строительству более крупного, по сравнению с его предшественниками, здания, имели мысль придать «большее величие и солидности» храму, имеющему такую святыню — древнюю чудотворную икону Святителя Николая, «глубоко чтимую окрестным населением».

В том же 1904 году к зарайскому Никольскому храму был рукоположен иерей Иоанн Смирнов, прослуживший в нем до его закрытия в 1929 году.

В советское время храмы зарайского кремля, сама чудотворная икона разделили горькую участь тысяч православных святынь нашей страны. Последнего настоятеля — протоиерея Иоанна Смирнова — арестовали. В обвинительном заключении действия отца Иоанна в то время были представлены таким образом: «Для лучшей агитации среди населения в летние месяцы 1928 года по инициативе попа Смирнова и членов церковного совета соборная икона чудотворца Николая носилась по всем деревням бывшего Зарайского уезда с совершением богослужений, где поп Смирнов говорил: „Чудотворная икона Николая святая, ее нужно чтить. Она творит чудеса“. Об этом же он неоднократно говорил в соборе во время проповеди. Такая агитация среди населения проводилась до 1929 года» (Жития новомучеников и исповедников Российских Московской епархии. Июль—август).

Храмы Зарайского кремля закрыли и осквернили. В Никольском соборе располагались архив, склад, потом здание пустовало. В помещенииИоанно-Предтеченского собора разместился городской кинотеатр. Иконы, утварь, книги из храмов исчезли. Пропали и дары князя Д. М. Пожарского. Взрывая колокольню кремлевских храмов, в 1930 году разрушили и памятник зарайским князьям Феодору, Евпраксии и Иоанну. Образ Николы Зарайского стал экспонатом местного краеведческого музея.

Отбыв срок, отец Иоанн продолжил свое служение, но уже в другом зарайском храме — Преображения Господня. Но и там он неустанно призывал молиться Николаю Чудотворцу, не забывать о чудотворном образе Николы Зарайского. В 1937 году протоиерей Иоанн был вновь арестован, а 9 сентября казнен на Бутовском полигоне. В 2000 году его прославили в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Более трех десятков лет икона Николы Зарайского находилась в Зарайском краеведческом музее. В 1966 году московские искусствоведы, посетив музей, объявили, что старинная икона нуждается в срочной реставрации и вывезли ее в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Тогда же сотрудники музея сделали экспертизу и установили дату написания иконы. По их мнению, в Зарайске хранился один из самых ранних списков не дошедшей до нас древней иконы Николы Зарайского, ориентировочно конца XV — начала XVI вв. После длительной реставрации икона стала экспонатом Музея им. Андрея Рублева.

С возрождением церковной жизни верующие по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия начали добиваться возвращения святыни в Зарайск. Неоднократно составляли обращения, собирали подписи, отправляли прошения в разные инстанции. Идею возвращения иконы всегда поддерживали власти города и района. За возврат иконы высказывались руководители Московской области, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной и Московской областной Дум, активисты многих российских партий и движений, видные деятели культуры и искусства.

Лишь однажды, за многие десятилетия, икону привезли в Зарайск. Это произошло в 1996 году, во время празднования 850-летия города, благодаря совместным усилиям администрации города, Зарайского благочиния и широкой поддержке общественности. В течение 2 суток икона была выставлена в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля, и тысячи верующих смогли помолиться перед святым образом. Однако затем икону вновь увезли в Москву, и новые обращения зарайцев по возвращению иконы встречали лишь отрицательный ответ. Свои отказы руководители Музея им. Андрея Рублева и Министерства культуры РФ мотивировали отсутствием в Зарайске необходимых условий для хранения и сохранности древнего образа.

Однако зарайцы не теряли надежду и прилагали все усилия для возвращения святыни. Проблема местонахождения чудотворного образа постоянно обсуждалась в средствах массовой информации. В свет выходили краеведческие статьи и брошюры о зарайской святыне, вопрос возвращения чудотворной иконы поднимался на региональных научно-практическихи богословских конференциях. Весть о святыне разносили зарайские священники, посещая разные уголки России и передавая в дар местным храмам списки с иконы Николы Зарайского.

В Зарайске возрождена древняя традиция почитания святого образа святителя Николая, общегородских празднеств 11 августа и крестных шествий на святой источник Белый Колодец. В 1997 г. сделан список (точная копия) иконы Николы Зарайского. Он установлен у центрального алтаряИоанно-Предтеченского собора, и перед ним совершаются богослужения. В 2002 г. восстановлен памятник зарайским князьям Феодору, Евпраксии и Иоанну, обустроен святой источник Белый Колодец, где возведена Никольская часовня. И памятник, и источник во время праздничных торжеств 11 августа 2002 г. освящены митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Ныне зарайцами также почитается еще один список с чудотворной зарайской святыни — образ Николы Корсунского-Зарайского. С этой иконой духовенство и миряне совершают паломничества по святым местам нашей Родины и Зарубежья. Новый образ был освящен на святынях Украины, Беларуси, Греции, Святой Горы Афон, мощах святителя Николая в Бари. В последние годы именно с иконой Николы Зарайского-Корсунского совершаются общегородские ежегодные крестные ходы по городу

22 мая и 11 августа.

Полтора десятилетия шла реставрация собора Иоанна Предтечи зарайского кремля. Сейчас в нем созданы все условия, чтобы вновь принять под свои своды древнюю святыню.

Ольга Полянчева

Библиография:

1. Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском // ТОДРЛ. М.-Л., 1949. Т. VII. С. 257–406.

2. Повесть о разорении Рязани Батыем. «Изборник» (Сборник произведений Древней Руси), М. 1969. С. 344–361.

3. Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. СПб., 1899. Ч. 1. С. 254–269.

4. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Минск, 2001. С. 204–205.

5. Карамзин В. История Государства Российского.

6. Аверин К. Историческое известие о жизни и деяниях Димитрия, протоиерея Зарайского Николаевского собора, современника и сотрудника Князя Дмитрия Михайловича Пожарского, М., 1837.

7. Добролюбов И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Зарайск, 1884 г. С. 159–167.

8. Селиванов В. Чудотворный образ Николая Зарайского. Рязань, 1892.

9. Н. И. Ярцев. О постройке зарайскаго Иоанно-Предтеченскаго собора. М., 1905 г.

10. Перлов И. Зарайские укрепления XVI-XVII в. Зарайск, 1927.

11. Дебольский Г. С. Дни богослужения Православной Церкви, М., 1996. Т. 1. С. 463–464.

12. Изюмский В. Древняя святыня Зарайска. 1980.

13. Материалы научно-богословской конференции «Зарайские мученики — князь Федор, княгиня Евпраксия и их сын Иоанн», Зарайск, 12—13 декабря 1998.

14. Материалы научно-практической конференции «Перспективы культурного и духовного развития г. Зарайска» 22–24 мая 2002 г. Зарайск — М., 2002.

15. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июль—август. Тверь, 2003. С. 254–261.

16. Полянчев В. Когда и как Зарайск стал Зарайском. //Альманах «Ефстафий», № 1, Зарайск, 2001. С. 113–138.

17. Полянчев В. Деяния зарайских благоверных князей-мучеников Федора, Евпраксии и Ивана в летописях, сказаниях, литературных произведениях и документах. //Альманах «Евстафий», № 2. Зарайск, 2003. С. 15–20.

18. Полянчев В. Зарайская энциклопедия. М., 2003.

19. Полянчева О. Оберегаемые и всеми почитаемые // Альманах «Евстафий», № 2, Зарайск, 2003. С. 25–34.

20. Полянчев В. «Зарайского города крепкое стоятельство» / Зарайская Русь. М.,2004. С. 144–155.

21. Полянчева О. Никола Зарайский. История чудотворной иконы. Зарайск, 2013 г.

22. Протоиерей Петр Спиридонов, Насекин В.В, Полянчев В. И. Справка о чудотворной иконе «Никола Зарайский». 2005 г.

 

Журнал «Московские епархиальные ведомости», № 7-8 за 2013 г.

Copyright © 2013-2024. Все права защищены.  Разработка и дизайн сайта - Олег Спицын.