Strength

Easy to Remember

Архив новостей

2018
Август
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Яндекс.Метрика

День памяти 20 ноября  (3 декабря)

Священномученик Николай родился в 1887 году в сельце Бочевино Бронницкого

уезда Московской губернии в семье крестьянина Поликарпа Зеленова.

С 1897 года он был певчим церковного хора. Окончив в 1907 году Владимирскую

Духовную семинарию, Николай Поликарпович стал учителем

церковноприходской школы села Яковцево Муромского уезда.

В 1911 году он служил диаконом в селе Загарино того же уезда, а в 1912 году был

рукоположен во священника к приходу в селе Голенищево Муромского уезда, где

прослужил до июня 1917 года, когда был назначен священником в село Загарино.

Прослужив в Загарино до 1926 года, отец Николай был переведен в деревню

Марково Покровской волости, а с 1928 года до первого ареста отец Николай

служил в селе Сеньго-Озеро Аннинской волости Орехово-Зуевского уезда. Жители

села любили священника и приобрели ему корову. Детей у них с матушкой не

было, жили они весьма скромно, не владея практически никаким имуществом.

Поводом к аресту послужила статья в местной газете «Колотушка» под

заголовком «Поп агитирует против колхоза», опубликованная 24 октября 1929

года. Приехавший в колхоз лектор-антирелигиозник недоумевал, почему в селе

Сеньго-Озеро, где числится 150 дворов, в колхозе состоит меньше 10 процентов.

«Установлено, что немаловажную роль в борьбе с колхозами играет местный

поп… в противовес культурной работе избы-читальни, организовал церковный

хор, молодежь, под звуки поповской скрипки, изучала духовные песнопения», –

писала газета. Вырезка из газеты подшита к делу с резолюцией, датированной 26

октября: «Завести дело и взять под стражу».

Уже на следующий день началось дознание и были допрошены свидетели:

председатель Сеньго-Озеровского колхоза и ряд колхозников, которые выступили

против священника, утверждая, что он мешает развитию колхозной деятельности,

ведет религиозную пропаганду среди молодежи.

3 ноября 1929 года отца Николая арестовали и заключили под стражу в арестный

дом города Орехово-Зуева. На следующий день состоялся допрос. Священник

сказал, что в колхозе «Заря будущего» все жители села видели пример полной

бесхозяйственности: собранный урожай вовремя не убирался в хранилище,

работники колхоза работают с неохотой и вяло, не так, как в своем хозяйстве. Об

этих недостатках знали все. Что же касается молодежного хора, то он организован

был не им, а еще раньше женой бывшего до него священника.

– Виновным себя в провокации против колхозного строительства не признаю, –

закончил свой ответ на допросе отец Николай.

Другим обвинением против отца Николая был отказ с его стороны совершить

крещение младенца, крестной матерью которого была колхозница. Якобы после

этого случая отношение к колхозу, особенно среди тех, кто в него еще не вступил,

стало настороженным: будешь членом колхоза – священник детей крестить не

будет.

Сама крестная мать в своих показаниях опровергла этот факт. Отец ребенка

сказал о том, что священник сначала отказался крестить ребенка, потому что

крестная мать, тоже недавно родившая, еще не брала молитву сорокового дня.

Но, узнав, что молитва ей была дана в другой церкви, ребенка окрестил.

Многие допрошенные по делу указывали, что дом священника часто посещается

молодежью, особенно в дни, когда в колхозе проводится собрание или какое-

нибудь общественное мероприятие, направленное на привлечение в колхоз

новых членов.

Отец Николай подтвердил, что спевки в его доме проводились в

предпраздничные дни, приходило 6-8 певчих, не считая слушателей. «Я понимаю,

– сказал священник, – что, если бы я не устраивал у себя дома религиозных

спевок, молодежь пошла бы на посиделки, так как в то время ни клуба, ни

народного дома и избы-читальни в деревне не было… Виновным себя в агитации

против колхозов я не признаю».

Во время следствия прихожане обратились к властям с прошением освободить

священника «… на поруки до решения суда, так как у нас другого священника нет,

приходы другие от нас очень далеко… церковь остается без службы, кроме того,

бывают новорожденные, умершие и больные, требующие христианского

обряда». Прошение подписали около ста человек. Но оно осталось без

последствий.

6 февраля 1930 года отца Николая перевели в арестный дом города Покрова.

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 23 февраля 1930 года приговорило

священника Николая Зеленова к заключению в концлагерь сроком на три года.

Отбыв наказание, отец Николай был назначен служить в Покровскую церковь

села Пустошей Шатурского района Московской области.

18 апреля 1933 года священник Николай Зеленов подал прошение епископу

Коломенскому о переводе его на имеющуюся в Коломенском викариатстве

вакансию. Владыка определил отца Николая священником к Богородице-

Рождественской церкви села Старынино Зарайского района Московской области.

На этом приходе священник Николай Зеленов прослужил до своего ареста.

Отец Николай был арестован 22 ноября 1937 года Зарайским районным

отделением НКВД и в тот же день допрошен.

– Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную

деятельность. Признаете ли вы это?

– Нет, я это отрицаю...

– Следствию также известно, что вы среди населения высказывали

контрреволюционную клевету на советскую власть и пораженческое настроение.

Признаете ли это?

– Нет, я это отрицаю...

– Следствию известно, что вы призывали население при выборах в советы

голосовать против коммунистов. Признаете ли это?

– Нет, я это отрицаю...

– Следствию известно, что вы высказывали террористические настроения против

коммунистов. Признаете ли вы это?

– Нет, я это отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не

признаю.

Допрос был закончен. С момента ареста и во все время непродолжительного

следствия отец Николай содержался под стражей в тюрьме Коломенского района.

27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.

Священник Николай Зеленов был расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне

Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Составитель священник Максим Максимов

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века

Московской епархии. Дополнительный том 3»

Тверь, 2005 год, стр. 194-198.

Библиография

ГАРФ. Ф. 10035, д. П-49488, д. 19407.