День памяти 20 ноября (3 декабря)
Священномученик Николай родился в 1887 году в сельце Бочевино Бронницкого
уезда Московской губернии в семье крестьянина Поликарпа Зеленова.
С 1897 года он был певчим церковного хора. Окончив в 1907 году Владимирскую
Духовную семинарию, Николай Поликарпович стал учителем
церковноприходской школы села Яковцево Муромского уезда.
В 1911 году он служил диаконом в селе Загарино того же уезда, а в 1912 году был
рукоположен во священника к приходу в селе Голенищево Муромского уезда, где
прослужил до июня 1917 года, когда был назначен священником в село Загарино.
Прослужив в Загарино до 1926 года, отец Николай был переведен в деревню
Марково Покровской волости, а с 1928 года до первого ареста отец Николай
служил в селе Сеньго-Озеро Аннинской волости Орехово-Зуевского уезда. Жители
села любили священника и приобрели ему корову. Детей у них с матушкой не
было, жили они весьма скромно, не владея практически никаким имуществом.
Поводом к аресту послужила статья в местной газете «Колотушка» под
заголовком «Поп агитирует против колхоза», опубликованная 24 октября 1929
года. Приехавший в колхоз лектор-антирелигиозник недоумевал, почему в селе
Сеньго-Озеро, где числится 150 дворов, в колхозе состоит меньше 10 процентов.
«Установлено, что немаловажную роль в борьбе с колхозами играет местный
поп… в противовес культурной работе избы-читальни, организовал церковный
хор, молодежь, под звуки поповской скрипки, изучала духовные песнопения», –
писала газета. Вырезка из газеты подшита к делу с резолюцией, датированной 26
октября: «Завести дело и взять под стражу».
Уже на следующий день началось дознание и были допрошены свидетели:
председатель Сеньго-Озеровского колхоза и ряд колхозников, которые выступили
против священника, утверждая, что он мешает развитию колхозной деятельности,
ведет религиозную пропаганду среди молодежи.
3 ноября 1929 года отца Николая арестовали и заключили под стражу в арестный
дом города Орехово-Зуева. На следующий день состоялся допрос. Священник
сказал, что в колхозе «Заря будущего» все жители села видели пример полной
бесхозяйственности: собранный урожай вовремя не убирался в хранилище,
работники колхоза работают с неохотой и вяло, не так, как в своем хозяйстве. Об
этих недостатках знали все. Что же касается молодежного хора, то он организован
был не им, а еще раньше женой бывшего до него священника.
– Виновным себя в провокации против колхозного строительства не признаю, –
закончил свой ответ на допросе отец Николай.
Другим обвинением против отца Николая был отказ с его стороны совершить
крещение младенца, крестной матерью которого была колхозница. Якобы после
этого случая отношение к колхозу, особенно среди тех, кто в него еще не вступил,
стало настороженным: будешь членом колхоза – священник детей крестить не
будет.
Сама крестная мать в своих показаниях опровергла этот факт. Отец ребенка
сказал о том, что священник сначала отказался крестить ребенка, потому что
крестная мать, тоже недавно родившая, еще не брала молитву сорокового дня.
Но, узнав, что молитва ей была дана в другой церкви, ребенка окрестил.
Многие допрошенные по делу указывали, что дом священника часто посещается
молодежью, особенно в дни, когда в колхозе проводится собрание или какое-
нибудь общественное мероприятие, направленное на привлечение в колхоз
новых членов.
Отец Николай подтвердил, что спевки в его доме проводились в
предпраздничные дни, приходило 6-8 певчих, не считая слушателей. «Я понимаю,
– сказал священник, – что, если бы я не устраивал у себя дома религиозных
спевок, молодежь пошла бы на посиделки, так как в то время ни клуба, ни
народного дома и избы-читальни в деревне не было… Виновным себя в агитации
против колхозов я не признаю».
Во время следствия прихожане обратились к властям с прошением освободить
священника «… на поруки до решения суда, так как у нас другого священника нет,
приходы другие от нас очень далеко… церковь остается без службы, кроме того,
бывают новорожденные, умершие и больные, требующие христианского
обряда». Прошение подписали около ста человек. Но оно осталось без
последствий.
6 февраля 1930 года отца Николая перевели в арестный дом города Покрова.
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 23 февраля 1930 года приговорило
священника Николая Зеленова к заключению в концлагерь сроком на три года.
Отбыв наказание, отец Николай был назначен служить в Покровскую церковь
села Пустошей Шатурского района Московской области.
18 апреля 1933 года священник Николай Зеленов подал прошение епископу
Коломенскому о переводе его на имеющуюся в Коломенском викариатстве
вакансию. Владыка определил отца Николая священником к Богородице-
Рождественской церкви села Старынино Зарайского района Московской области.
На этом приходе священник Николай Зеленов прослужил до своего ареста.
Отец Николай был арестован 22 ноября 1937 года Зарайским районным
отделением НКВД и в тот же день допрошен.
– Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную
деятельность. Признаете ли вы это?
– Нет, я это отрицаю...
– Следствию также известно, что вы среди населения высказывали
контрреволюционную клевету на советскую власть и пораженческое настроение.
Признаете ли это?
– Нет, я это отрицаю...
– Следствию известно, что вы призывали население при выборах в советы
голосовать против коммунистов. Признаете ли это?
– Нет, я это отрицаю...
– Следствию известно, что вы высказывали террористические настроения против
коммунистов. Признаете ли вы это?
– Нет, я это отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не
признаю.
Допрос был закончен. С момента ареста и во все время непродолжительного
следствия отец Николай содержался под стражей в тюрьме Коломенского района.
27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.
Священник Николай Зеленов был расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне
Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Составитель священник Максим Максимов
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века
Московской епархии. Дополнительный том 3»
Тверь, 2005 год, стр. 194-198.
Библиография
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-49488, д. 19407.